Дмитриевская суббота

prp-sergij-blagoslovenie

Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву

 

 

Не напрасно бывают приношения за усопших,

не напрасно моления, не напрасно милостыни:

все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы

получили пользу друг через друга.

Святитель Иоанн Златоуст

Монашеский хор — Со святыми упокой

 

Суббота перед 26-м днем октября (8 ноября по н.ст.), в который совершается память св. великомученика Димитрия Солунского, причислена к родительским субботам.

Вот когда и по какому случаю совершилось установление этой димитриевской субботы: великий князь Димитрий Иоаннович Донской родился 26-го октября. В его княжение князь ордынских татар, Мамай привел всю орду на землю Российскую. Россия же имела тогда великого угодника Божьего св. преп. Сергия Радонежского. Великий князь уважал и чтил Преподобного, и потому пришел в трудный час к нему за советом: «идти ли на брань противу столь сильного врага или нет?». Преподобный Сергий, сотворив молитву и благословив князя, сказал: «Должно Тебе, Государь, попещись о врученном Тебе от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его получишь победу». При том дал ему двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю. На Куликовом поле, 8-го сентября 1380 года, великий князь остался победителем. Эта блистательная победа над татарами сделалась началом освобождения России от ордынского порабощения. Возвратясь с поля битвы, великий князь поспешил к преп. Сергию в московскую обитель Живоначальные Троицы. Здесь, совершив поминовение о погибших ратниках, предложил Церкви творить ежегодно поминовение об убиенных воинах в субботу, перед днем его ангела, т.е. 26-го октября.

С того времени эта суббота причислена российской Церковью к родительским, и православные христине в этот день совершают память и о своих усопших родственниках, как и в другие родительские дни: ходят на кладбища, или служат панихиды в церквах.

Монах Митрофан, «Как живут наши умершие

и как будем жить и мы после смерти» 

lampada

 

Молитва об усопших

 
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
 

Стихира при отпевании

 
«Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехам моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
 

О поминании усопших

 
Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве — дело весьма Богоугодное и полезное.
 

Святитель Григорий Нисский

 
Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…
 

Святитель Филарет, митрополит Московский

 
Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.
 

Послание Восточных Патриархов

 
Иерей смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака и Иакова в место «отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание», презирая своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.
 

Священномученик Дионисий Ареопагит

 
Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!
 

Святитель Иоанн Златоуст

 
Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *